ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
ПРИ ХРАМЕ Покрова Божией Матери
По благословению
настоятеля храма
Покрова Божией Матери
иерея
Владимира Серебрянникова
Дополнительная образовательная программа
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
для занятий в воскресной школе
Возраст детей от 7 лет до 12 лет
Автор адаптированного варианта:
Юркова Светлана Вячеславовна
с. ЯСЕНОК
2010 Г.
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для детей 7 – 12- летнего возраста по заказу настоятеля храма Покрова Божией Матери иерея Владимира Серебрянникова в целях воспитания подрастающего поколения и просвещения их родителей.
Программа основана на содержании литературы рекомендованной Отделом религиозного образования Московского Патриархата Русской Православной Церкви для занятий в Воскресных школах и Минестерством общего и профессионального образования РФ для дополнительного образования. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.
Новизна данной программы в том, что она предусматривает возможность попытки отвечать на вопросы родителей и детей такого типа: Кто есть Бог? Может ли человек постичь Его? Есть ли Бог в этом мире, где столько несчастий, зла, несправедливости? Поскольку риторические вопросы предполагают столь же риторические и отвлеченные ответы, занятия строятся в последовательности накопления исторической, традиционной, обще информационной суммы знаний по православной вере, культуре быта семьи, традициям православного богослужения на доступном уровне с учетом памятных дат государственного, народного, православного календаря. При составлении занятий, учитывалась возможность обучения детей разных национальностей, разного возраста, доступность изложения информационного материала, яркость и конкретность зримого информационного материала. Проведение занятий предполагает не столько кратковременность учебного времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания, и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие. В условиях активизации внимания ребенка используется личный опыт для интеграции знаний по Закону Божиему, МХК, литературе, декоративно-прикладному художественному труду, истории, физкультуре, детской литературе, музыке, окружающему миру.
Цель программы духовно-нравственное воспитание детей на основе знаний православной культуры и традиций народа нашей Родины.
Цель первого года обучения: создать условия для формирования мотивации изучения Основ Православной Культуры.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- Сообщить учащимся основные знания о Боге, православной Церкви и вере.
- Дать учащимся первичные знания православной культуры и православных традиций.
- Способствовать формированию нравственного духовного мира ребенка.
- Вызвать интерес у воспитанников к изучению православной культуры, помочь им осознать важность и необходимость этого изучения.
- Познакомить учащихся с житийной литературой и житиями своих святых покровителей.
- Познакомить со святыми местами России и Рязанской области.
- Познакомить с самыми распространенными молитвами, раскрыть их содержание.
- Познакомить с основными событиями Библейской истории.
- Познакомить с основными иконами православной Церкви.
- Познакомить учащихся с историей и традициями важнейших православных праздников и их духовным содержанием.
- Воспитать бережное отношение и интерес у детей к родному краю.
- Привить воспитанникам осознание необходимости заботиться о Божием Творении, помогать другим людям.
- Привить воспитанникам уважение друг к другу и к старшим.
- Познакомить учащихся с церковнославянским языком, научить церковному распевному чтению.
- Способствовать осознанию важности жизни по библейским заповедям.
- учить делам добра и милосердия.
Срок обучения: один год. Программа: краткосрочная.
Особенности набора: прием свободный с возможностью обучения с 7 лет в соответствии с программой.
Состав группы: постоянный, с правом дополнения состава группы вновь прибывающими детьми.
Программа фронтальная, так как рассчитана на единый подход в обучении всех детей. Однако в процессе преподавания, педагог учитывает физические возрастные особенности развития детей в заданиях, играх, упражнениях, информации и т.п.
Режим занятий: занятия проводятся в субботу и воскресение по 1 часу.
Всего 140 часов
Программа адаптированная, общеразвивающая.
Обучение: начальное развивающее.
Программа представляет модель образовательной системы социальной ориентации. Формирование личности социально активной и законопослушной. В основе методики преподавания педагогические технологии формирования навыков трудовой и умственной деятельности.
Форма обучения: групповая, учебное занятие.
Программа: репродуктивно - творческая, в ней присутствуют как репродуктивные, так и творческие методы деятельности учащихся.
Методы обучения: иллюстративный, эвристический, репродуктивный – беседы, рассказы, песни, стихи, личный пример, упражнения, игры, творчество. Обучение без учебников. Приемы работы соответствуют технологии полного усвоения знаний.
Преобладающий метод работы педагога: игра – диалог – творчество.
Результативность освоения данной программы предполагает ознакомительный уровень знаний.
Контроль над качеством образовательного процесса.
Собеседование по итогам освоения тем и разделов программы.
Тест-игра по проверке усвоения понятий и терминов.
Чтение наизусть молитвы.
Активное, осознанное участие в традиционных православных праздниках.
Итог обучения – знание правил поведения и уклада православной жизни христиан (обиход, праздники, последовательность молитв, свечи, крестное знамение). Участие детей в представлениях, выставках работ.
Требования к знаниям учащихся
Учащиеся должны знать: молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся»; правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма, разновидности постановки свечей, смысл и содержание причастия, исповеди. Обустройство храма, иконы Спасителя, Богородицы, Пресвятой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Ангелов, Архангелов, Жития Святых: Сергий Радонежский, Святитель Николай, Серафим Саровский, Иоанн Креститель, Святитель Алексий.
Учащиеся должны уметь: узнавать лики Святых на иконах Храма, читать молитвы наизусть, молиться в Храме, осенять себя крестным знамением, совершать поклоны, прикладываться к иконе, читать молитвы, узнавать лики Святых, благоговейно вести себя во время Божественной Литургии.
Социальная защита детей.
- Обучение детей самоорганизации режима дня и образовательной деятельности.
- Воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.
- Формирование ответственности, честности, милосердия, доброты.
- Формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к тому, что в современном обществе является пагубными привычками (табакокурение, алкоголизм, наркомания) и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций.
- Обучение детей культуре взаимодействия с природой, окружающим нас миром, нормам общения с людьми, коллективному и индивидуальному труду.
- Формирование знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей – это знание направлено на создание ими в будущем полноценной крепкой семьи.
- Моральное и материальное поощрение успешной творческой деятельности
Материально-техническая база.
- Кабинет обеспечивает школа при храме. Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении.
- Оснащение: столы, стулья, полки для литературы, книги, компьютер, наглядные пособия, куклы, ширма, декорации.
- Используется имеющаяся видео - аппаратура, аудио - аппаратура.
- Наглядные пособия: стенды с основными молитвами, иконы, раздаточный материал.
- Приобретение методической литературы за счет храма.
Правила техники безопасности.
- Воспитанники должны соблюдать правила поведения в воскресной школе, расписание учебных занятий, установленные режим труда и отдыха.
- Воспитанники должны соблюдать правила личной гигиены.
- Должны соблюдать правила противопожарной безопасности и правила поведения при чрезвычайной ситуации: спокойствие, подчинение учителю, выполнять правила ПБ и ЧС воскресной школы.
- При обнаружении незнакомого предмета должны сообщить учителю.
- При плохом самочувствии сразу сообщить учителю.
Работа с родителями.
Проведение индивидуальных консультации по мере необходимости для родителей учеников, опираясь на коллектив родителей, оказывающих по мере возможности разнообразную помощь:
- в организации и проведении паломнических поездок,
- в организации и проведении выставок детских работ,
- в организации и проведении православных праздников на территории храма,
- в помощи и участии в принятии детьми Пречистых Таинств.
Литература
по программе «Основы православной культуры для 7 - 12 летних детей»
- Калашников Виктор. Легенды русских монастырей. Ангелы России. – М.: Белый город, 2003 г.
- Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес. Автор-составитель М. Тимофеев. – М.: «Эксмо», 2010.
- Рассказы о православных святых. Под ред. Валерия Воскобойникова. – Санкт-Петербург: «Золотой век», «Диамант», 1999.
- Первые шаги в православном храме. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.
- Детский молитвослов. – Екатеринбург: Издательство Ново-Тихвинского женского монастыря, 2008.
- Детям о православной вере. Книга вторая. Автор-составитель – педагог Воскресной школы З. Зинченко. – Санкт-Петербург: «Смирение», 2008.
- Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. – М.: «Белый город», «Даръ», 2008.
- Иванова С.Ф. Введение во храм слова. – М.: «Школа-Пресс», 1994.
- Благочестивая мать. Домашние уроки Закона Божия. – М.: «Лествица», 2000.