Рязанская область, Ухоловский район, с. Ясенок

Храм Покрова Пресвятой Богородицы 

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

ПРИ ХРАМЕ Покрова Божией Матери

По благословению

настоятеля храма

Покрова Божией Матери

иерея

Владимира Серебрянникова

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 

 

 для занятий в воскресной школе  

 

Возраст детей от 7 лет до 12 лет

 

 

 

Автор адаптированного варианта:

Юркова Светлана Вячеславовна

 

 

 

с. ЯСЕНОК

2010 Г.

 

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для детей 7 – 12- летнего возраста по заказу настоятеля храма Покрова Божией Матери иерея Владимира Серебрянникова в целях воспитания подрастающего поколения и просвещения их родителей.

Программа основана на содержании литературы рекомендованной Отделом религиозного образования Московского Патриархата Русской Православной Церкви для занятий в Воскресных школах и Минестерством общего и профессионального образования РФ для дополнительного образования. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы  возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.

Новизна данной  программы в том, что она  предусматривает возможность попытки отвечать на вопросы родителей и детей такого типа: Кто есть Бог? Может ли человек постичь Его? Есть ли Бог в этом мире, где столько несчастий, зла, несправедливости? Поскольку риторические вопросы предполагают столь же риторические и отвлеченные ответы, занятия строятся в последовательности накопления исторической, традиционной, обще информационной суммы знаний по православной вере, культуре быта семьи, традициям православного богослужения на доступном уровне с учетом памятных дат государственного, народного, православного календаря. При составлении занятий, учитывалась возможность обучения детей разных национальностей, разного возраста, доступность изложения информационного материала, яркость и конкретность зримого информационного материала. Проведение занятий предполагает не столько кратковременность учебного времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания,  и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие. В условиях активизации внимания  ребенка используется личный опыт для интеграции знаний по Закону Божиему, МХК, литературе, декоративно-прикладному художественному труду, истории, физкультуре, детской литературе, музыке, окружающему миру.

Цель программы духовно-нравственное воспитание детей на основе знаний православной культуры и традиций народа нашей Родины.

Цель первого года обучения: создать условия для формирования мотивации изучения Основ Православной Культуры.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  • Сообщить учащимся основные знания о Боге, православной Церкви и вере.
  • Дать учащимся первичные знания православной культуры и православных традиций.
  • Способствовать формированию нравственного духовного мира ребенка.
  • Вызвать интерес у воспитанников к изучению православной культуры, помочь им осознать важность и необходимость этого изучения.
  • Познакомить учащихся с житийной литературой и житиями своих святых покровителей.
  • Познакомить со святыми местами России и Рязанской области.
  • Познакомить с самыми распространенными молитвами, раскрыть их содержание.
  • Познакомить с основными событиями Библейской истории.
  • Познакомить с основными иконами православной Церкви.
  • Познакомить учащихся с историей и традициями важнейших православных праздников и их духовным содержанием.
  • Воспитать бережное отношение и интерес у детей к родному краю.
  • Привить воспитанникам осознание необходимости заботиться о Божием Творении, помогать другим людям.
  • Привить воспитанникам уважение друг к другу и к старшим.
  • Познакомить учащихся с церковнославянским языком, научить церковному распевному чтению.
  • Способствовать осознанию важности жизни по библейским заповедям.
  • учить делам добра и милосердия.

 

Срок обучения: один год. Программа: краткосрочная.

Особенности набора: прием свободный с возможностью обучения с 7 лет в соответствии с программой.

Состав группы: постоянный, с правом дополнения состава группы вновь прибывающими детьми.

Программа фронтальная, так как рассчитана на единый подход в обучении всех детей. Однако в процессе преподавания, педагог учитывает физические  возрастные особенности развития  детей в заданиях, играх, упражнениях, информации и т.п.

Режим занятий: занятия проводятся в субботу и воскресение по 1 часу.

Всего 140 часов

Программа адаптированная, общеразвивающая.

Обучение: начальное развивающее.

Программа представляет модель образовательной системы социальной ориентации. Формирование личности социально активной и законопослушной. В основе методики преподавания педагогические технологии формирования навыков трудовой и умственной деятельности.

Форма обучения: групповая, учебное занятие.

Программа: репродуктивно - творческая, в ней присутствуют как репродуктивные, так и творческие методы деятельности учащихся.

Методы обучения: иллюстративный, эвристический, репродуктивный – беседы, рассказы, песни, стихи, личный пример, упражнения, игры, творчество. Обучение без учебников. Приемы работы соответствуют технологии полного усвоения знаний.

 Преобладающий метод работы педагога: игра – диалог – творчество.

Результативность  освоения данной программы предполагает ознакомительный уровень знаний.

Контроль над качеством образовательного процесса.

Собеседование по итогам освоения тем  и разделов программы.

Тест-игра по проверке усвоения понятий и терминов.

Чтение наизусть молитвы.

Активное, осознанное участие в традиционных православных праздниках.

Итог обучения – знание правил поведения  и уклада православной жизни христиан (обиход, праздники, последовательность молитв, свечи,  крестное знамение). Участие детей в представлениях, выставках работ.

Требования к знаниям учащихся

Учащиеся должны знать: молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся»; правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма, разновидности постановки свечей, смысл и содержание причастия, исповеди. Обустройство храма, иконы Спасителя, Богородицы, Пресвятой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Ангелов, Архангелов, Жития Святых: Сергий Радонежский, Святитель Николай, Серафим Саровский, Иоанн Креститель, Святитель Алексий.

Учащиеся должны уметь: узнавать лики Святых на иконах Храма, читать молитвы наизусть, молиться в Храме, осенять себя крестным  знамением, совершать поклоны, прикладываться к иконе, читать молитвы, узнавать лики Святых, благоговейно вести себя во время Божественной Литургии.

Социальная защита детей.

  • Обучение детей самоорганизации режима дня и образовательной деятельности.
  • Воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.
  • Формирование ответственности, честности, милосердия, доброты.
  • Формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к тому, что в современном обществе является пагубными привычками (табакокурение, алкоголизм, наркомания) и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций.
  • Обучение детей культуре взаимодействия с природой, окружающим нас миром, нормам общения с людьми, коллективному  и индивидуальному труду.
  • Формирование знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей – это знание направлено на создание ими в будущем полноценной крепкой семьи.
  • Моральное и материальное поощрение успешной творческой деятельности

Материально-техническая база.

  • Кабинет обеспечивает школа при храме. Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении.
  • Оснащение: столы, стулья, полки для литературы, книги, компьютер,  наглядные пособия, куклы, ширма, декорации.
  • Используется имеющаяся  видео - аппаратура, аудио - аппаратура.
  • Наглядные пособия: стенды с основными молитвами, иконы, раздаточный материал.
  • Приобретение методической литературы за счет храма.

Правила техники безопасности.

  • Воспитанники должны соблюдать правила поведения в воскресной школе, расписание учебных занятий, установленные  режим труда и отдыха.
  • Воспитанники должны соблюдать правила личной гигиены.
  • Должны соблюдать правила противопожарной безопасности и правила поведения при чрезвычайной ситуации: спокойствие, подчинение учителю, выполнять правила ПБ и ЧС воскресной школы.
  • При обнаружении незнакомого предмета должны сообщить учителю.
  • При плохом самочувствии сразу сообщить учителю.

Работа с родителями.

Проведение индивидуальных консультации по мере необходимости для родителей учеников, опираясь на коллектив родителей, оказывающих по мере возможности разнообразную помощь:

  • в организации и проведении паломнических поездок,
  • в организации и проведении выставок детских работ,
  • в организации и проведении православных праздников на территории храма,
  • в  помощи и участии в принятии детьми Пречистых Таинств.

Литература

по программе «Основы православной культуры для 7 - 12 летних детей»

 

  1. Калашников Виктор. Легенды русских монастырей. Ангелы России. – М.: Белый город,  2003 г.
  2. Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес. Автор-составитель М. Тимофеев. – М.: «Эксмо», 2010.
  3. Рассказы о православных святых. Под ред. Валерия Воскобойникова. – Санкт-Петербург: «Золотой век», «Диамант», 1999.
  4. Первые шаги в православном храме. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.
  5. Детский молитвослов. – Екатеринбург: Издательство Ново-Тихвинского женского монастыря, 2008.
  6. Детям о православной вере. Книга вторая. Автор-составитель – педагог Воскресной школы З. Зинченко. – Санкт-Петербург: «Смирение», 2008.
  7. Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. – М.: «Белый город», «Даръ», 2008.
  8. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. – М.: «Школа-Пресс», 1994.
  9. Благочестивая мать. Домашние уроки Закона Божия. – М.: «Лествица», 2000.

Новости

Яндекс.Погода
Создать бесплатный сайт с uCoz