Рязанская область, Ухоловский район, с. ЯсенокХрам Покрова Пресвятой Богородицы |
|
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛАПРИ ХРАМЕ Покрова Божией МатериПо благословению настоятеля храма Покрова Божией Матери иерея Владимира Серебрянникова
Дополнительная образовательная программа «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
для занятий в воскресной школе
Возраст детей от 7 лет до 12 лет
Автор адаптированного варианта: Юркова Светлана Вячеславовна
с. ЯСЕНОК 2010 Г.
Пояснительная записка. Данная программа разработана для детей 7 – 12- летнего возраста по заказу настоятеля храма Покрова Божией Матери иерея Владимира Серебрянникова в целях воспитания подрастающего поколения и просвещения их родителей. Программа основана на содержании литературы рекомендованной Отделом религиозного образования Московского Патриархата Русской Православной Церкви для занятий в Воскресных школах и Минестерством общего и профессионального образования РФ для дополнительного образования. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм. Новизна данной программы в том, что она предусматривает возможность попытки отвечать на вопросы родителей и детей такого типа: Кто есть Бог? Может ли человек постичь Его? Есть ли Бог в этом мире, где столько несчастий, зла, несправедливости? Поскольку риторические вопросы предполагают столь же риторические и отвлеченные ответы, занятия строятся в последовательности накопления исторической, традиционной, обще информационной суммы знаний по православной вере, культуре быта семьи, традициям православного богослужения на доступном уровне с учетом памятных дат государственного, народного, православного календаря. При составлении занятий, учитывалась возможность обучения детей разных национальностей, разного возраста, доступность изложения информационного материала, яркость и конкретность зримого информационного материала. Проведение занятий предполагает не столько кратковременность учебного времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания, и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие. В условиях активизации внимания ребенка используется личный опыт для интеграции знаний по Закону Божиему, МХК, литературе, декоративно-прикладному художественному труду, истории, физкультуре, детской литературе, музыке, окружающему миру. Цель программы духовно-нравственное воспитание детей на основе знаний православной культуры и традиций народа нашей Родины. Цель первого года обучения: создать условия для формирования мотивации изучения Основ Православной Культуры. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
Срок обучения: один год. Программа: краткосрочная. Особенности набора: прием свободный с возможностью обучения с 7 лет в соответствии с программой. Состав группы: постоянный, с правом дополнения состава группы вновь прибывающими детьми. Программа фронтальная, так как рассчитана на единый подход в обучении всех детей. Однако в процессе преподавания, педагог учитывает физические возрастные особенности развития детей в заданиях, играх, упражнениях, информации и т.п. Режим занятий: занятия проводятся в субботу и воскресение по 1 часу. Всего 140 часов Программа адаптированная, общеразвивающая. Обучение: начальное развивающее. Программа представляет модель образовательной системы социальной ориентации. Формирование личности социально активной и законопослушной. В основе методики преподавания педагогические технологии формирования навыков трудовой и умственной деятельности. Форма обучения: групповая, учебное занятие. Программа: репродуктивно - творческая, в ней присутствуют как репродуктивные, так и творческие методы деятельности учащихся. Методы обучения: иллюстративный, эвристический, репродуктивный – беседы, рассказы, песни, стихи, личный пример, упражнения, игры, творчество. Обучение без учебников. Приемы работы соответствуют технологии полного усвоения знаний. Преобладающий метод работы педагога: игра – диалог – творчество. Результативность освоения данной программы предполагает ознакомительный уровень знаний. Контроль над качеством образовательного процесса. Собеседование по итогам освоения тем и разделов программы. Тест-игра по проверке усвоения понятий и терминов. Чтение наизусть молитвы. Активное, осознанное участие в традиционных православных праздниках. Итог обучения – знание правил поведения и уклада православной жизни христиан (обиход, праздники, последовательность молитв, свечи, крестное знамение). Участие детей в представлениях, выставках работ. Требования к знаниям учащихся Учащиеся должны знать: молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся»; правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма, разновидности постановки свечей, смысл и содержание причастия, исповеди. Обустройство храма, иконы Спасителя, Богородицы, Пресвятой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Ангелов, Архангелов, Жития Святых: Сергий Радонежский, Святитель Николай, Серафим Саровский, Иоанн Креститель, Святитель Алексий. Учащиеся должны уметь: узнавать лики Святых на иконах Храма, читать молитвы наизусть, молиться в Храме, осенять себя крестным знамением, совершать поклоны, прикладываться к иконе, читать молитвы, узнавать лики Святых, благоговейно вести себя во время Божественной Литургии. Социальная защита детей.
Материально-техническая база.
Правила техники безопасности.
Работа с родителями. Проведение индивидуальных консультации по мере необходимости для родителей учеников, опираясь на коллектив родителей, оказывающих по мере возможности разнообразную помощь:
Литература по программе «Основы православной культуры для 7 - 12 летних детей»
|
Новости |